RU  US  FR

Университетское бизнес-образование: новые задачи от Болонского процесса

1 января 2011 года в истории России произошло знаменательное событие – вузы прекратили набор студентов на специалитет (традиционное пяти-шестилетнее обучение с присвоением квалификации специалиста) в связи с переходом на двухуровневую (бакалавр и магистр) систему высшего образования, предусмотренным подписанной Россией в 2003 году Болонской декларацией о «Зоне европейского высшего образования».
Содержание и различие квалификаций «бакалавр» и «магистр» понятны работодателям и работникам в странах Европейского союза, где эта система существует с 1999 г. Что нового это изменение принесет студентам российских вузов?
Самое очевидное – изменение продолжительности обучения с пяти до четырех и шести и более лет соответственно. Более существенным является изменение содержания. Будущие бакалавры, которых на рынке труда, по прогнозам экспертов, в стране будет от 70 до 80%, большую часть времени будут изучать общеобразовательные и общепрофессиональные предметы, поскольку получение ими конкретной специализации образовательными стандартами не предусмотрено. Магистранты, напротив, в течение одного–двух лет имеют возможность пройти углубленную подготовку по выбранному узкому профилю с написанием магистерской диссертации.
Такова картина в целом. Однако есть на рынке образовательных услуг сегмент, которого проводимые реформы затрагивают в существенно большей степени, чем школьников-абитуриентов – это те, кто для расширения спектра своих возможностей, профессионального роста или просто следуя сложившейся моде, выбирал получение второго высшего образования.
Особенно ярко данная тенденция прослеживалась в стремлении людей, имеющих высшее или среднее специальное образование, получить второе высшее образование по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Так, набор только на специальность «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность» БГУЭП по ускоренной форме обучения составлял до 200 человек в год.
Это в основном уже состоявшиеся в жизни профессионалы или же недавние выпускники вузов ищущие лучших перспектив трудоустройства, которых объединяет одно – осознанная потребность в получении системных, глубоких знаний в сфере эффективного управления предприятием, фирмой, а у многих – стремление создать собственный бизнес.
Лихие девяностые годы, бурное первое десятилетие XXI века уже позади и все более очевидной становится давно известная в развитых странах истина, что эффектный стартап и дальнейшее стабильное развитие не возможны без качественной, квалифицированной подготовки предпринимателя и его команды. Получение второго экономического, юридического, управленческого образования в рамках специалитета решало эту проблему, а всевозможные семинары и мастер-классы позволяли приобрести актуальные навыки решения конкретных задач бизнеса.
В изменившихся в наступившем году условиях эту нишу призвано заполнить профессиональная переподготовка. Как ни странно, но потребитель от этого даже выиграет, потому что у вуза появляется возможность, выдавая диплом государственного образца, в существенно большей степени сформировать программу под запрос каждой конкретной категории слушателей, поскольку нет обязательных требований к перечню предметов (в том числе общеобразовательных) со стороны Министерства образования и науки. Это позволяет сократить сроки, а, следовательно, и стоимость обучения при одновременном росте уровня его содержательности и привязки к реальным требованиям бизнеса.

июль 2011